От искусства смотреть к искусству видеть

— виктория клевко

Путеводитель по миру искусства для человека, вступившего на порог художественного музея или галереи

 

Сколько оттенков у слова «грусть»? Какой формы «ярость»? И какого размера нужен холст, чтобы вместить в себя всю человеческую «любовь»?

 

Привет всем интересующимся искусством!

 

Я рада  пригласить вас в свой мир искусства для каждого. Я убеждена, что каждый человек вне зависимости от его уровня развития, а также наличия или отсутствия профильного образования способен освоить и внять язык искусства, потому что настоящие произведения искусства говорит с каждым, рассказывая нам истории о вечном. 

 

Искусство и поэзия учат нас тонкости душевных переживаний. Не каждая картина создана для эмоционального контакта, но настоящим произведением искусства, настоящим шедевром считается то, что затрагивает тонкие струны человеческой души. И для каждого человека это некое своё уникальное произведение, то самое, что привлекло именно ваше внимание среди множества других полотен. То, что вы увидели

 

Один известный искусствовед Джон Берджер в своей книге Искусство видеть говорил, что «Мы видим только то, на что смотрим, а смотреть - это выбор». Когда мы смотрим на картину, мы смотрим в себя. И сегодня, я надеюсь, мы сможем увидеть новые грани и оттенки своего внутреннего мира через объекты искусства. 

 

Предлагаю ваш сегодняшний визит в художественный музей посвятить не биографиям, эпохам, течения и направлениям. Предлагаю сегодня поговорить о ВАС на языке искусства. Это будет очень тонкий душевный разговор. Любой сюжет может стать откровением для вас. 

Чтобы получить максимум от вашего свидания с искусством, я предлагаю построить прогулку следующим образом.

 

1) Ходим по одному, даже если вы пришли в художественный музей не одни. Созерцание и эмпатия требуют концентрации и погружения, параллельные беседы, опыт и вИдение другого человека могут вас отвлечь от собственных мыслей и чувств. 

 

2) Сразу личное ощущение от увиденного, затем чтение названия и имени автора. Лучше ознакомиться со справочной литературой до или после посещения галереи, чтобы не отвлекаться и не накладывать определённый фильтр восприятия произведения искусства. Разрешите вашему воображению рождать спонтанные ассоциации. Позвольте себе безразличие к популярному произведению, позвольте себе передумать. Если ничего не взволновало, двигайтесь дальше. Если у вас есть любимое произведение, нет ничего страшного вернуться к «старому другу», возможно сегодня он расскажет вам абсолютно новую историю.

 

3) Не пытайтесь объять необъятное. Вы не должны посмотреть все, и все не должно вам понравиться. Путь к пониманию искусства предполагает остановку, готовность не спешить, проявлять интерес. Известный художник современности Клее как-то сказал, что «для того чтобы понять произведение искусства, нужен стул, чтобы уставшие ноги не отвлекали разум». Именно поэтому не гонитесь за количеством просмотренного, сосредоточитесь на глубине восприятия и вашем эмоциональном отклике. 

 

4) Мы склонны к поспешным оценкам, формирующим предубеждения. Мы слишком быстро отворачиваемся, сводя произведения к его предмету, стилю, биографии художника или историческому контексту. В среднем человек проводит 15-30 секунд у произведения. Проблема в том, что часто определив сюжет картины, необычность/красоту/точность, с которой художник передал этот сюжет, мы останавливаемся на оценочном суждении о форме, но не смотрим в суть. Понимание произведения искусства требует размышления на заданную тему. И если картина привлекла ваше внимание, заставила вас остановиться возле неё, значит она обратилась к вам и беседа началась. Не отворачивайтесь. Изучите своего собеседника. Сначала просто смотрите, словно читаете рассказ. Потом задавайте вопросы произведению, прислушайтесь, куда оно вас зовёт, какие мысли вдохновляет и почему.

 

5) Настоящие художники рассказывают истории. В поэзии или прозе сюжет разворачивается постепенно, строчка за строчкой. В живописи может показаться, что сюжет раскрывается целиком сразу, но на самом деле полностью он разворачивается только по ходу нашего чтения. Подобно литературе, в живописи тоже есть свои средства языковой выразительности. Это Цвет/температура; Линия; Движение/статичность; Форма/композиция/расположение объектов на полотне; Фигура; Ритм/повторение; Пространство/воздух/атмосфера; Напряжение/конфликт; Метафора/символизм (предполагает широкий кругозор и определённую культуру мышления).

 

6) Читая картину, обращайте внимание на эти средства художественной выразительности. Не в каждой картине они могут явно прослеживаться, но если вам удастся увидеть хотя бы в некоторых «неслучайный» выбор художником цвета/формы/линий, вы приблизитесь к овладения языком искусства, тренируя свою насмотренность, и сможете видеть искусство и в повседневной жизни. Фотографируйте, картины целиком и отдельные фрагменты/формы. Значение, содержание картины не может существовать без формы. И если формы беспорядочны, запутанны, неоднозначны, таким же будет и содержание картины. Так и в жизни: и в интерьере, и во внешнем виде, и в проектной деятельности. 

 

7) Чтобы сузить ваше внимание, я предложу вам выбрать цифру от 1 до 15, где каждой цифре соответсвует определённое состояние. Выбрали? Тогда дочитайте до конца этот текст, там вы найдёте то состояние, которое по воле случая сегодня досталось вам в качестве главной темы для изучения. Опыт живых встреч в музее показал, что каждое состояние попадалось определённому человеку не случайно. Доверьтесь случаю. Или не доверяйтесь. Дайте себе свободу выбора. Но сегодня предлагаю изучить только одно состояние: либо то, что неслучайно досталось вам по номеру, либо то, что сейчас актуально для вас.

 

8) Меняйте угол зрения. Кто есть объект наблюдения в искусстве? А что если не вы смотрите на произведение искусства, а что если произведение искусства смотрит на вас? Что оно увидит сегодня? И какую историю Вы ему расскажете? 

 

9) Отдельным пунктом хотелось бы выделить наблюдение за другими посетителями музея, какие они? Как смотрят? Как реагирует? Как выглядят? Наблюдайте и предполагайте. Найдите объект наблюдения среди посетителей музея. Проявите фантазию, сочините свою историю этого человека.

 

10) Будьте открытыми к обсуждениями, делитесь своими образами и ощущениями с другими людьми. Наш субъективный опыт оказывается объективным, когда опыт одного зрителя подтверждается опытом другого. Так развивается эмпатия, так мы приближаемся к тому, чтобы почувствовать то же, что чувствуют другие, формируя дружеское сообщество. Суть подлинного искусства в сплочении людей. Искусство объединяет нас, напоминает нам о нашей общей человеческой природе.

 

Все то, что вы сегодня увидите/почувствуете, имеет право быть. Все то, что вы сегодня увидите, говорит с вами о вас. Ведь художник на языке искусства ведёт нас к нашей сути. Тренируясь таким образом видеть оттенки чувств и эмоций в искусстве, мы учимся видеть эти оттенки чувств и в окружающих нас людях, и в самих себе. А значит развиваем культуру наших чувств, учимся СО-чувствовать и СО-переживать, а это то, что делает нас человечнее. 

 

 

В добрый путь к искусству видеть!

 

1. Возрождение
2. Мир
3. Восхищение
4. Покой
5. Радость
6. Ярость
7. Безразличие
8. Увядание
9. Безмятежность
10.Влюблённость
11. Освобождение
12. Борьба
13. Одиночество
14. Сопротивление
15, Печаль