История Белкиного дома

— виктория клевко

Экран ноутбука освещает спящий дом в глухом лесу. Закипает вода в чайнике, щелчок – звучит приглашение на чашечку чая. Босиком по холодной плитке я иду на встречу ароматному теплу. В доме тишина, за окном завывает вьюга, кажется пришла настоящая зима. Пожалуй, самое время начать.

 

Сколько лет я не брала в руки пряжу и крючок? Кажется, тогда я еще ходила в третий класс с дурацкой кривой челкой, которую стригла сама себе маникюрными ножницами в ванной тайком от родителей. Также тайком от мамы я распускала ее свитера и вязала из них квадраты, много-много квадратов, на этом мои познания в вязании заканчивались, но не заканчивалась любовь к этому медитативному процессу.

 

Было одно место, которое я любила больше всего в детстве – дедушкин шкаф. Там среди коробок с выцветшими фотографиями, рыбацких удочек, бабушкиных цветастых халатов и моей плюшевой шубы хранилась она – большая тряпичная сумка, набитая доверху разноцветными мотками, бывшими носками, свитерами, варежками и моими будущими квадратами.

Бывало, закроемся с дедушкой в комнате и перебираем свои сокровища: он-рыбацкие снасти, а я разноцветную пряжу, слушаем старый радиоприемник и грызем лесные орехи, которые дедуля всегда приносил после рыбалки.

 

Прошло 20 лет, а я так и вяжу детские квадраты. Ничего не изменилось. Только вот, дедушки больше нет, да и пряжи я могу сама купить столько, сколько не вместит весь дедушкин шкаф, даже если убрать из него мою детскую шубу. Но радости от этого больше не стало.

 

Долгое время я не позволяла себе вязать. «Это несерьезно» - думала я и окружающие, с кем я несмело делилась своими мыслями. Так я продолжала мучительные поиски своего предназначения. Курсы кройки и шитья, макияжа, художественная школа, йога, кулинарные курсы, да чего только не было. Я была глуха к себе, мой мозг заполонила идея общественно полезного дела и все, что по степени важности уступало работе учителем в сельской школе или собственному образовательному центру, сразу блокировалось в моей голове.

Общественное мнение. Все дело именно в нем. Как гордо сказать окружающим, что ты вяжешь прямоугольники и это и есть твое призвание? Вот и я не знала, как обосновать это не совсем обычное занятие. Поэтому и работала в международной транспортной компании среднестатистическим менеджером. Пока не встретила С. Долго не думая, я бросила многообещающую, по мнению окружающих (и особенно моей бабушки), офисную работу и уехала жить с мужем в глухую беларускую деревню в дремучем лесу. Без магазинов, школ, соседей, интернета и перспектив. Но именно там, наедине с собой и природой, я наконец услышала свой внутренний голос, который долгое время предпочитала игнорировать, голос, который возвращал меня в глубокое детство, к моей тряпичной сумке с сокровищами, к старому крючку, замотанному скотчем, к моим медитативным сеансам вязания.

 

И вот я снова начала вязать. 

Каждый раз уезжая в город под прикрытием важных дел, я сбегала в магазин пряжи, который стал для меня самым притягательным местом в мире. Там я погружалась с головой в атмосферу вязания, аккуратно перебирала пряжу руками, приветствовала будущие вязаные шедевры, согревалась теплом пушистой шерсти и всегда уносила домой очередной сверток разноцветных клубков.

 

Но вязание как процесс увлекало меня не долго. Душа требовала самовыражения, признания, хотелось, чтобы мои квадраты стали необыкновенными и увидели мир.

По выходным в городе проводились маркеты, где все дизайнеры, мастера своего дела, предъявляли общественности свои творения, заглушали литрами кофе бессонные ночи подготовки, весело болтали друг с другом и знакомились со своими благодарными клиентами. Все выходные я проводила там, стояла в сторонке и наблюдала этот праздник творчества и креатива, стесняясь подойти к своим вдохновителям.  А потом возвращалась домой к своим безызвестным квадратам и тосковала от неопределенности. 

Длилось это до тех пор, пока однажды в магазине пряжи мой взгляд ни приковали к себе огромные разноцветные мотки какой-то необычной пряжи. Она красовалась в центре витрины и смотрела прямо на меня, приглашая познакомиться поближе. 

 

«Это что, действительно обычная трикотажная ткань, разрезанная на ленты?! И что из нее вяжут?» - я была в недоумении.

 

Производитель предлагал вязать из трикотажной пряжи коврики, корзинки, пуфы, сумочки, в общем все, что позволит фантазия и сила рук. 

 

Не видела этого достижения цивилизации моя бабуля, вот бы она обрадовалась. Она-то резала пакеты от молока, наши старые майки, простыни, да все, что плохо лежало, чтобы смастерить из этого вторсырья половички на дачу!

 

И тут в моей голове сложился пазл. Ведь ковры - это и есть мои любимые квадраты, просто большого размера! Эта мысль приводила меня в восторг, кажется, мои изделия наконец приобрели облик.

Я начала вязать ковры. Забила доверху кладовку коробками пряжи и закрылась в нашем лесном доме. День и ночь кипела работа, идеи не давали мне уснуть. Разноцветные мотки превращались сразу в скромные полосатые прямоугольники, мы еще только присматривались друг к другу, знакомились ближе. Я неуверенно экспериментировала с цветом, формой и орнаментом, вдохновляясь зарубежными коллегами.

И когда наш дом стал больше походить на восточный базар, где не было ни сантиметра свободной площади без вязаного ковра, я решила представить свои творения миру. 

 

Настоящий Белкин дом с забором, фирменные пакеты, бирочки, шары, открытки и коробки шоколадных конфет каждому покупателю и еще полдома вещей для создания уюта на стенде… “У меня не будет второго шанса произвести первое впечатление”- думала я, запихивая в пакеты ветки, шишки, камни и огромную керамическую белку. Понадобилась грузовая машина, чтобы довезти все эти декорации до места, где планировался мой дебют. Два дня по 12 часов мы с сестрой стояли под палящим солнцем в центральном парке, где проходила ярмарка мастеров. Результат не заставил себя ждать: многочисленные солнечные ожоги, опухшие ноги и ни одной продажи. Ни од-ной. Мы возвращались домой в набитом доверху коврами грузовике и заедали разочарование растаявшими на солнце шоколадными конфетами. Это был провал. 

 

Погоревав неделю, я подала заявку на очередной маркет. Потом еще один, и еще. Все больше и больше людей узнавали о моих вязаных коврах. Появились первые заказы, я стала воплощать вязаные задумки своих клиентов. Незаметно прошел год, Белкин дом значительно вырос и расширился. Заказы были расписаны на месяцы вперед. Казалось, что я добилась своей мечты- мои ковры стали популярными.

 

Но однажды я проснулась и осознала одну вещь - я больше не получаю удовольствия от своего дела. Я вымотана бесконечной гонкой за заказами и прибылью и похоже забыла, зачем все это начинала. Творческий проект превратился в бизнес, реализация своих идей и задумок уступила место монотонной, однообразной работе на заказ с жесткими обязательствами перед клиентами и сроками исполнения.  И вообще мне не нравились ковры, что мы с помощницами вязали, это были не мои идеи, я «вдохновлялась» своими зарубежными коллегами, попросту копируя их, а мне же хотелось творить нечто иное. Так не могло дальше продолжаться.

 

Решение пришло незамедлительно - никаких больше заказов, сов-сем. Я сама от себя такого не ожидала. Люди хотели мои ковры, а я не хотела их больше вязать. Было ли страшно рубить все концы? Безумно страшно, но впервые отказав человеку в заказе, я почувствовала огромное облегчение.

 

“Так, и чем теперь займемся?”- размышляла я, ведь у меня был сплоченный коллектив, который ждал от меня заданий. 

 

Существовала одна серьезная проблема, на мой взгляд: в основном вязаные ковры ассоциировались либо с бабушкиными устаревшими половиками, либо с детскими ковриками в виде животных.

 

Мне же хотелось создать качественно новый продукт, который гармонично дополнит современный стильный интерьер.

Я погрузилась с головой в иностранные паблики, пересмотрела миллионы фотографий интерьеров от ведущих дизайнеров, изучала статьи про декорирование, выпила литры кофе и навернула сотни километров, гуляя в одиночестве по любимому Минску. Блокнот и цветные ручки теперь сопровождали меня повсюду. 

 

Я жадно впитывала в себя все, что видела вокруг: будь то орнамент ткани платья проходящей мимо женщины, напольная плитка в любимой кофейне, фасады зданий старого Минска или огненные закаты на террасе нашего дома. Меня накрывало волной вдохновения. Блокнот переполнялся беглыми набросками от руки, какими-то вырезками из журналов и кусочками пряжи. Так рождались новые эскизы ковров и чувство наполненности внутри меня. И так до сих пор рождаются мои ковры. Я ловлю вдохновение повсюду и трансформирую его в изделия, а умелые помощницы воплощают мои задумки в жизнь. 

Это был непростой творческий путь от полного морального истощения до чувства всеобъемлющей любви к своему делу. Однажды рискнув и бросив офисную работу, я пошла на зов сердца, через страхи и сомнения,  и в результате нашла себя и стала по-настоящему счастливой. Я твердо знаю, что я на своем месте и не променяю свои вязаные ковры и потрепанный блокнот с эскизами ни на один современный офис.