Движение Колумбайн
— виктория клевко
«Может быть выход в саморазрушении?» - подумал Ульяновский «стрелок» и нажал на курок
Время на прочтение 12 минут.
В журналистской этике есть такое правило: нельзя романтизировать преступников и насильственную смерть, нельзя «смаковать» подробности преступления и, тем более, пытаться оправдать человека, его совершившего.
Чтобы не вдохновлять.
Правило логичное и вполне обоснованное, так как практически каждому человеку в современном мире есть что сказать своему психологу. Многие наши современники находятся в сложном психо-эмоциональном состоянии, и никто не знает, как расстроенная психика отреагирует на подобный контент и к каким действиям подтолкнёт самого человека.
Зато такого правила нет в художественной литературе, как больше нет там и цензуры, ведь это всего лишь выдумка, плод человеческого воображения, это все нереальное, а значит безобидное. Наверное так рассуждают те, кто пускает современную деструктивную литературу в печать и продажу. Свобода литературного художественного слова процветает, выдумывай, что хочешь, все, что позволяет тебе твоя нравственность и этика.
А так как общество совсем не однородно, вот и получается, что одни книги служат опорой для человека, вдохновляют его к созиданию, великим свершениям на общее благо, другие - вносят смуту и хаос, пробуждают в человеке животное начало, оправдывают бездумное насилие и саморазрушение.
Чтобы продемонстрировать этот тезис, предлагаю рассмотреть в качестве примера современной популярной литературы нашумевший роман американского писателя и публициста Чака Паланика - «Бойцовский Клуб». Эта книга разошлась миллионными тиражами по всему миру на разных языках, а по мотивам книги был снят фильм, который также собрал толпы поклонников, воспринимающих это произведение как «Библию Контркультуры»,
ведь
«Может быть выход не в саморазвитии?
Может быть выход в саморазрушении?»
Эту мысль Чак Паланик вложил в уста главного героя своего нашумевшего романа - Тайлеру Дёрдену, и, судя по всему, не только ему. Идея саморазрушения, революции и глобального насильственного «перезапуска» сложившейся системы описана в «Бойцовском Клубе» и во многих других художественных произведениях современности и находит отклик в молодых бунтарских сердцах по всему миру. Происходящее сегодня во многом созвучно с тем, что описано в сюжете романа.
Кажется, что проект «Разгром» сошёл с печатаных страниц «Бойцовского клуба» и уверенно прорастает корнями в современной реальности, несмотря на то, что книга вышла в свет почти 30 лет назад.
Спустя пару лет после первой публикации, в 1999 году, мир киноиндустрии потрясает экранизация на тот момент уже культового бестселлера Паланика. «Бойцовский клуб» вызывает противоречивые чувства, но не оставляет равнодушными своих зрителей, особенно он полюбился подростковой аудитории, которую крайне привлекают идеи максимализма и гипермаскулинности, так сочно показанные в фильме. В течение пары лет после выхода в свет этот фильм собирает огромную аудиторию, сплотив вокруг себя армию верных поклонников и последователей идеи неуправляемой агрессии и самоуничтожения как способа войти в анналы истории.
НЕслучайно при экранизации книги роль главного героя и бунтаря Тайлера досталась Бреду Питту, общепринятому эталону современной маскулинной красоты Голливуда. Так, через личность полюбившегося многим Бреда Питта, мы приучаемся симпатизировать и Тайлеру, сопереживать его трагичному и бессмысленному жизненному пути. Зерна толерантности и оправдания насилия посажены.
В том же 1999 году американский мир потрясает еще одно событие ужасающего характера - массовое убийство в школе «Колумбайн», организованное двумя несовершеннолетними подростками, учащимися этой школы Эрика Харриса и Дилана Клиболда. После жестокой, заранее спланированной расправы, жертвами которой стали 39 человек, подростки застрелились самостоятельно. Это было не первое в истории массовое убийство на территории учебного заведения, но впервые подобный образ малолетних убийц нашёл широкий отклик в подростковой среде среди таких же аутсайдеров, ведь само преступление и декорации были заранее детально спланированы и подготовлены, а после подробности преступления и биографии убийц растиражированы в сети в весьма «привлекательном» свете.
Протест против системы, безразличие родителей и педагогов, массовая пропаганда радикального нигилизма и саморазрушения, подкрепляемая компьютерными играми, жесткими сценами насилия в кино и популярной публицистикой, бездумно романтизирующей насилие в любом своём проявлении. В этой сдобренной почве зародилась целая субкультура поклонников, героизировавших образы своих психически больных «кумиров». Вирус неконтролируемой жестокости среди подростков распространился сразу на территории США, откуда были родом его «идейные вдохновители», а затем метастазы этой античеловечной болезни перекинулись и на весь мир.
С момента выхода «Бойцовского клуба» в свет успело вырасти целое поколение, воспитанное на идеях и идеалах разрушения как пути к созиданию, примеры которых были красочно описаны в этой и многих других подобных книгах.
И с тех самых пор с пугающей регулярностью то и дело и в отечественной новостной ленте встречаются подобные заголовки:
«Массовое убийство в гимназии в Казани»
«Расстрел студентов в Пермском университете»
«18-летний минчанин убил посетителей торгового центра бензопилой»
«Массовое убийство в Керченском политехническом колледже»
И буквально на днях, 26 апреля 2022 года, мир опять содрогнулся от нечеловеческой жестокости под Ульяновском, где от рук очередного «стрелка» погибли воспитательница и двое детей 5 и 6 лет в детском саду во время мирного «тихого часа».
После каждой такой трагедии, общество накрывает волной страха и паники, а правительством пострадавших стран оперативно предлагаются меры по усилению безопастности в учебных и общественных заведениях, выделяются огромные бюджеты на обеспечение физической и кибербезопасности в подростковой среде, и все безуспешно. Спустя непродолжительное время очередная неожиданная вспышка этой «чумы» поражает все новые города и страны. Борьба со следствиями не устраняет саму причину.
Поразителен еще тот факт, что практически все эти преступления заканчивались самоубийствами преступников. Напрашивается логичный вопрос: если у человека возникает желание прекратить своё бесцельное (по его мнению) существование на земле, зачем уносить с собой невинные жизни других людей?
Ответ на этот вопрос (а для адептов насилия и жестокости, похоже, еще и рекомендации к действиям) можно найти в ранее упомянутом «Бойцовском Клубе», где Тайлер вполне открыто призывает к самоубийству и фанатично романтизирует насильственную смерть других людей:
«Мы - средние дети Господа, им нет особого места в истории. Лишь в смерти мы обретаем наши истинные имена, в смерти мы становимся героями»
«Лучше привлечь внимание Бога скверным поведением, чем вообще не привлекать, потому что Божья ненависть важнее Его равнодушия. Мы можем спастись, только если нас поймают и накажут. Так Господь хотя бы узнает наши имена»
Прямым текстом. Призыв к самоубийству и беспорядкам. Миллионные тиражи на разных языках по всему миру. В том же 1999 году выпущено издание для школ и библиотек.
Как так выходит, что эта книга и другая подобная литература допускаются к печати и распространению на такие широкие аудитории людей (и тем более детей) по всему миру?
Как так выходит, что на подобную деструктивную литературу есть такой большой читательский спрос?
И как так выходит, что среди нас в толпе людей находится все больше и больше Тайлеров Дёрденов, которые переходят от жестоких фантазий к реальным действиям?
Связаны эти явления или это просто совпадение? Вопрос открытый.
Но однозначно одно: сегодня общество является свидетелем и активным участником глобального духовного и нравственного кризиса в его острой фазе. Скорее даже БЕЗнравственной агонии всего человечества. Кажется, что общество в своём нравственном падении опустилось так низко, что спасения уже нет и быть не может.
Запрет порождает еще большее напряжение.
Закрыть глаза и не замечать больше не получается.
Высокие заборы тоже не спасают.
И действительно может показаться, что единственным выходом из сложившейся «великой депрессии духа» станет только тотальное обнуление всего человечества. Так размышлял в том числе Чак Паланик, заявляя устами своего героя:
«(Мы) Проект «Разгром» уничтожит цивилизацию, чтобы МЫ могли сотворить из мира нечто лучшее»
Но кто эти МЫ, строители нового лучшего будущего? Какой реальной нравственностью эти МЫ обладают? На какое будущее МЫ работаем уже сегодня?
МЫ - это понятие собирательное, МЫ - это каждый из нас. МЫ каждый день пишем книги, снимаем фильмы, занимаемся рекламой самих же себя и своей нравственности в социальных сетях, МЫ создаем современную культуру и бескультурье тоже создаем МЫ, каждый из нас по отдельности, большими и маленькими усилиями, активным участием или молчаливым согласием, каждый в своём окружении и на своём месте.
«Бойтесь людей равнодушных - именно с их молчаливого согласия происходят все самые ужасные преступления на свете» - посмертно завещал нам Юлиус Фучик, чехословацкий журналист, находясь в нацистском концлагере во времена Второй Мировой войны.
И пока стреляют не в наших детей, мы будем молчаливо сопереживать семьям погибших, пролистывая ленту новостей, не пытаясь разобраться в причинно-следственных связях и увидеть исторический контекст целиком, понять, почему такое явление как движение «Колумбайн» вообще оказалось возможным в современном «цивилизованном» мире. Будем продолжать смотреть популярное деструктивное кино и читать мировые бестселлеры, поддерживающие массовую культуру насилия и жестокости. И, главное, мы навряд ли захотим увидеть, какие НАШИ действия или бездействие оказались вписаны в цепочку событий, привлёкших к трагедиям в Ульяновске, Керчи, Казани и многих других городах. Ведь это другое, это же не связанные между собой явления, ведь где мы, а где эти «ненормальные»?
Но даже если мы захотим увидеть взаимосвязь, быть несогласными недостаточно для реальных изменений в качестве жизни человека и общества, в его духовном возрождении. К тому же формы «несогласия» тоже есть разные, и современное общество все чаще избирает путь революции и протестных движений. Не удивительно, ведь образ протестующих революционеров также излишне романтизируется в современном искусстве и медийном пространстве (подтверждением тому стала последняя кинолента гениального классика современности Уэста Андерсона «Французский вестник», где режиссёр на славу потрудился, чтобы влюбить кинозрителей в образ юного революционера), а митинги стали в некоторой степени формой «досуга» для определенных социально-активных групп населения.
Можно массово выходить на улицы с плакатами и транспарантами, устраивать погромы или мирные шествия, в сухом остатке это не суть важно. А можно делать дело. Созидать, а не разрушать. Менять и меняться, а не говорить о переменах.
И в истории человечества есть множество примеров людей дела, а не слова или «настроения». Ярким примером тому был наш соотечественник Антон Семёнович Макаренко, совершавший свой педагогический подвиг 100 лет назад под Харьковом в период тяжелейшего послевоенного кризиса. Работая в колонии малолетних преступников (местами таких же жестоких, как современные «колумбайнеры»), где понятие «человеческая жизнь» порой равнялось нулю, он не терял веру в Человека, в его высокое назначение на земле, проявляя уважение к человеческому достоинству, даже когда речь шла о «людях конченых» (как сами себя называли колонисты).
Будучи человеком определившимся по жизни, человеком высоких нравственных стандартов, Антон Семёнович не мог действовать иначе, он не мог оставить свою непростую ношу (хоть в особенно тяжёлые моменты ему тоже были свойственны и малодушие, и отчаяние), потому что понимал, что это не просто его профессия или должность, это его зона ответственности и его нравственный выбор - работать на общее светлое будущее. Каждый на своём месте, по совести, с теми людьми, с кем свела его жизнь и ради всего человечества.
Его бескомпромиссность, требовательность к себе, местами фанатичная убежденность в успехе общего дела и, главное, вера в Человека помогли ему возвратить к жизни огромное количество «законченных» подростков, тех малолетних преступников и отбросов общества, которые в сегодняшних реалиях могли бы быть теми, кто расстреливает учащихся университетов и школ. Но Макаренко продолжал верить в Человека и работать с теми, на которых всё общество поставило крест, потеряв всякую надежду на нравственное возрождение этих юных маргиналов.
Жизненный путь таких людей, как А.С. Макаренко показывает, что свет в конце тоннеля есть. История человечества не раз проходила тёмные времена, и, сплотившись, общество всегда выходило на новый уровень духовного и материального развития.
Каждый на своём месте.
По совести.
Делая одно общее дело.
Может быть выход не в саморазрушении?
Может быть выход в объединении и нравственном возрождении?
Решаем МЫ сами.